История бронепоезда №73

  • Печать

7 июня была организована встреча курсантов 1 курса факультета милиции с подполковником запаса Геннадием Трофимовичем Малышевым.

Геннадий Трофимович является исследователем боевого пути бронепоезда №73 войск НКВД по охране железнодорожных путей, который в к началу Великой Отечественной войны дислоцировался на станции Могилев, а личный состав (по некоторым сведениям) проживал на территории Могилевского института МВД. К тому же командовал бронепоездом родной дядя Геннадия Трофимовича старший лейтенант Фёдор Дмитриевич Малышев. Подполковник запаса поведал курсантам славную историю бронепоезда и его командира.

Первый бронепоезд №73 воевал недолго, но очень эффективно, благодаря чему и стал известен. Находясь в Минске, «железнодорожный броненосец» участвовал в отражении налетов Люфтваффе на столицу БССР. Также бронепоезд прикрывал эшелоны с беженцами и оборудованием минских заводов.
25 июня 1941 года командир «стальной крепости» старший лейтенант Федор Малышев получил приказ выдвинуться на станцию «Беларусь» и организовать оборону Военно-технического склада ГУПВ НКВД № 11. Кроме этого, в Заславле находилась Межокружная артиллерийско-оружейная мастерская погранвойск НКВД.

Бронепоезд прошел станцию «Беларусь» и, приблизившись к окраинам Заславля, открыл огонь из всех орудий по немецким танкам. Для того, чтобы не быть легкой мишенью для превосходящего по численности и мощи противника, «семьдесят третий» постоянно маневрировал, обстреливая врага из пушек и пулеметов.

В ходе атаки авиацией, немцам удалось уничтожить одну из бронеплощадок, но и советские солдаты успели сбить два вражеских самолета.

Вскоре старший лейтенант Малышев получил новое задание выдвинуться в сторону станции «Свислочь» и отбить у немцев стратегически важный железнодорожный мост через Березину. 30 июня 1941 года в 10 часов утра бронепоезд №73 пришел в назначенное место и сходу вступил в бой. Орудия «стальной крепости» прямой наводкой ударили по немецким танкам и пехоте, концентрировавшейся за мостом. Стремительная атака принесла свои плоды: части вермахта в панике отступили. Но вскоре авиация повредила железнодорожные пути и бронепоезд стал легкой мишенью. Личный состав покинул боевую машину и смог прорваться к своим, а вскоре вновь вступил в бой с врагом, уже на новом бронепоезде №73.

Первокурсникам милицейского вуза было очень интересно узнать о подвигах советских солдат в самый тяжелый период войны.

Алексей ТЮТЮНКОВ
Фото Юрия КУЛАЖИНА